ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ И МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ

ДДТ сегодня как учреждение дополнительного образования детей представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования, центр культурно-досуговой и методической работы с различными категориями населения.

Основная часть обучающихся — это дети от 6 до 18 лет. Но после внесения изменения в Устав учреждения о расширении возрастных рамок участников образовательного процесса, более активно стала проводиться работа и с молодежью от 18 до 30 лет.

В соответствии с целями государственной политики по поддержке способных детей, подростков и молодежи одной из актуальных задач для ДДТ является создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся.

Работа с интеллектуально-одаренными ребятами велась всегда. Чаще всего использовались олимпиады и викторины по разным предметам и темам. Но за последние три года одним из важных направлений работы ДДТ стала работа с интеллектуально одаренными детьми, подростками и молодыми людьми. Организация интеллектуальных игр дает возможность ребятам и молодежи  реализовывать и тренировать свои интеллектуальные способности.

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. К большому сожалению, количество людей, увлекающихся интеллектуальными играми падает из года в год, очень часто они вытесняются глуповатым, привлекательно-увеселительными играми, но мы продолжаем доказывать, что и интеллектуальные игры могут увлекать современную молодежь.

Для ребят с 1 по 6 класс в нашем учреждении в каникулярный период проводятся разные виды интеллектуальных игр. Одной  из последних  для данной категории ребят стала интеллектуальная игра «Морской бой», но с новыми правилами.

Как и положено, участники получили стандартный бланк 10 на 10 клеток. Но во всех клетках были расставлены цифры от 5 до 40 – это балльная ценность клетки. Ребята зарабатывали очки, не только попадая в корабли соперников, но и правильно отвечая на вопросы из «пустых» клеток различной балльной ценности.

Ребята выбирали разные стратегии – одни пытались «разбить» корабли соперников, другие стреляли по клеткам с наибольшим количеством баллов.

Эта игра с подвохом. В ней можно победить с большим количеством баллов, не «потопив» кораблей соперников, а просто «уведя» свои корабли от их «обстрела». А можно уйти на дно под «тяжестью» набранных баллов.

Такой формат интеллектуальной игры очень понравился ребятам, и они ждут следующей интеллектуальной игры «Морской бой».

Более активное участие в интеллектуальных играх принимают учащиеся 7-9х классы из разных школ района. Они встречаются на четырех этапах и финальной игре, чтобы побороться за кубки-совы. Наши педагоги декоративно-прикладного искусства самостоятельно изготавливают кубки в виде сов, которые «улетают» в школы команд, занявших три первых места: золотая сова – 1 место, серебряная – 2-е, серая – 3-е. Все получают командные и личные грамоты и дипломы.

Так как в районе наряду со средними общеобразовательными школами  работают и основные, ученики 10-11х классов не участвуют в интеллектуальных играх. Это условие введено для того, чтобы уравнять возможности всех школ района.

Количество команд за годы проведения игр выросло более, чем в 3 раза. Первая игра три года назад проводилась с пятью  командами. К сравнению – в прошлом году играло уже 15 команд, в этом – 17.

Схема проведения игр проста. Команда состоит из трех человек. Это связано  во-первых, со сложностью подвоза из сел, а во-вторых с ограниченностью площади помещения, в котором проходят игры. Команд много и хочется, чтобы все они играли одновременно, а не по очереди. С командами работают аниматоры, в качестве которых выступают педагоги  и обучающиеся ДДТ, учителя школ.

Ведущий читает вопрос один раз, в течение 20 секунд ребята обсуждают, заносят ответ в бланк, передают его аниматору и поднимают табличку с номером команды. Ведущий зачитывает правильный ответ. Если команда  ответила верно, она продолжает держать табличку поднятой, если нет — опускает. За каждый верный ответ команда получает один балл. В ходе каждого этапа ребятам задается от 40 до 50 вопросов, на которые они отвечают, затем подсчитываются баллы и выявляются победители этапа. Но команда, набравшая меньшее количество баллов, не выбывает, а продолжает играть, набирая баллы. После проведения всех этапов количество баллов складывается, и в финал выходят команды, набравшие наибольшее количество. Обычно три-четыре команды.

Такой способ проведения игр интересен ребятам, дает им шанс бороться до конца. Наряду с общими вопросами задаются  и тематические. Например, связанные с войной 1812 года.

По образцу  игр для школьников среднего звена были организованы  интеллектуальные игры для молодежи.

Здесь мы столкнулись с проблемами: отсутствие возможности подвоза или отсутствие «одаренной молодежи» — учеба, работа и проживание не на территории района и «неудачное» время игр. Первые две проблемы от нас не зависят. С третьей проблемой справиться тоже сложно — под всех не подстроиться. Но все же мы стараемся выбрать наиболее оптимальное время проведения игр не только с главами сельсоветов и руководителями учреждений, но и с самими участниками.

Из-за вышеназванных проблем в прошлом году удалось провести только два этапа из трех запланированных, но с финальной игрой. Несмотря на проблемы и ограниченное количество участников (всего 5 команд) оба этапа  прошли на позитиве. Участники получали удовольствие не только от правильных ответов и самой игры.

Как и в играх для 7-9-х классов, для молодежи также были подготовлены грамоты, дипломы и кубки-совы.

Как сказал Том Питерс – «Фраза «я не знаю» — универсальный разрешающий знак, она призвана заставлять людей думать».  Играйте в интеллектуальные игры, думайте, тренируйте свой интеллект!

Е.Ю. Григорьева, 

методист по работе с молодежью МКОУ ДОД «Лебяжьевский Дом детского творчества»,