РОЛЬ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ «ЮНКОР» В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Е. В. Холодова,

МКОУДОД «Лебяжьевский Дом детского творчества»,

методист

В современном мире учащиеся старших классов, а особенно выпускники, испытывают затруднения в выборе профессии. Как сделать правильный выбор профессии? К чему совету лучше прислушаться – родителей, педагогов, друзей? В данном смысле система дополнительного образования детей имеет достаточные возможности для создания условий для личностного самоопределения учащихся и повышения их уровня информированности о различных аспектах профессиональной деятельности. Оказание помощи учащимся в выборе профессии предполагает специальную организацию их деятельности, например, проектная деятельность, профессиональные пробы и др.

В настоящее время в Лебяжьевской районной общественно-политической газете «Вперед» работают 13 человек. Из них в возрасте до  30 лет – 2 журналист, от 30 до 40 – 6, старше 50 – 5. Спустя годы может возникнуть кадровый голод, если уже сейчас не начать подготавливать их смену.

В Лебяжьевском районе есть опыт профориентационной работы в рамках научного общества учащихся «Юнкор». С конца 1990-х годов на базе Лебяжьевского Дома детского творчества (тогда – Дома пионеров) проводились двухчасовые слеты школьников, интересующихся журналистикой. Собирались юнкоры со всего района на слеты, семинары, представляли в основном стенгазеты. 2000 год в нашем районе оказался годом рождения малой прессы. Именно в этом году в Доме пионеров выходят первые выпуски газеты «Юнкор». С 2002 года газета «Юнкор» выходит как всенародная газета районного содружества объединений «Радуга». С 2001 года на территории района начала выходить газета «От А до Я», которую издавали в типографии (к сожалению, просуществовала она недолго.

С 2006 года в районе начался подъем школьной прессы: появляются свои газеты, отпечатанные в формате А4. К сожалению, часть из них не соответствовали требованиям, предъявляемым к газетам. Чтобы исправить ситуацию, дважды в год начали проводиться заседания научного общества учащихся «Юнкор», где школьники и педагоги получали необходимые знания и умения, в том числе от профессиональных журналистов – сотрудников районной общественно-политической газеты «Вперед». Системный подход к данной работе практически сразу дал  первые результаты – увеличилось число печатных изданий в образовательных учреждениях района, больше учащихся стали принимать участие в районных и областных конкурсах, получать призовые места и становиться победителями.

В 2010 году у учащихся нескольких школ района, интересующихся журналистикой, родилась идея о создании своей, молодежной, газеты. И в октябре этого года вышел в свет первый номер Лебяжьевской районной молодежной газеты «Поколение», которая стала родоначальником одноименного детского объединения. Изначально над газетой работали  ребята из сел, которые через социальную сеть «ВКонтакте» получали от педагога задания, теория также выставлялись в соцсети в специально созданной группе для юнкоров района. На сегодняшний день помимо газеты юнкоры газеты «Поколение» фотографируют, с 2013 года ведут сообщество с одноименным названием в социальной сети «ВКонтакте», с 2014 года снимают видеосюжеты (Лебяжьевское молодежное телевидение «ВТеме»). То есть стремятся, сами того не осознавая, стать «конвергентной редакцией» (универсальной) – когда редакция СМИ занимается не только изданием газеты, но ведением сообщества в сети Интернет (в том числе социальные сети), фотографирует, снимает видеосюжеты.

Такой опыт работы было решено внедрить и в другие школьные печатные издания. Как это сделать? В 2015 году в Лебяжьевском Доме детского творчества состоялся  I открытый медиафорум «Проба пера» (средства на его реализацию были выиграны в конкурсе проектов на молодежном образовательном форуме УрФО «УТРО-2015»).  Увлекающиеся журналистикой ребята из Лебяжьевского района, Кургана и Куртамыша в течение трех дней  получали новые знания, применяли их на практике и показывали готовый медиапродукт.

В чем же суть медиафорума? Прежде всего научить юнкоров применять полученные знания на практике, показать, что и в сельской местности есть о чем и о ком писать. Первая часть форума – практическая, здесь юнкоры получают знания о печатной журналистике, фото- и тележурналистике, об Интернет-журналистике. Помогают им в этом эксперты-профессионалы. Например, редактор районной газеты «Вперед», известных блогер из Кургана, фотограф из Каргаполья. В 2015 году участники форума в формате пресс-конкференции также общались с ведущим программ Курганской теле- и радиокомпании, создателем Молодежного портала Зауралья Prospekt45.ru.

  Вторая часть форума – практическая. Разделенные на отряды-редакции, юнкоры  отправляются на учебные экскурсии на предприятия района и поселка (пожарная часть № 29, Лебяжьевское дорожное ремонтно-строительное предприятие, районный краеведческий музей), совершают выезд в село Лебяжье-1, в частности на ферму ОАО «Агроинвест» и в библиотеку села. По итогам экскурсий им нужно представить свою работу в формате фоторепортажа, печатного материала, Интернет-публикации и видеосюжета. Так сказать, свою «Пробу пера». Помогают им в этом юнкоры газеты «Поколение».

Как показывают результаты, после первого медиафорума увеличилось число школьных газет (с 5 до 10-ти), были созданы сообщества школ в социальной сети «ВКонтакте» (с 4 до 14-ти). Также возрос интерес к журналистике в целом, и в частности – в освещении сельской жизни и жизни школы. Улучшилось качество школьных газет, как в плане содержания (читались лекции о структуре журналистского текста, жанрах и т. п.), так и в верстке и дизайне (также была практическая лекция). Фотографии в газетах стали более разноплановые и содержательные. Участники получили знания, как правильно публиковать новости в сети Интернет, выделять важное, узнали, в какое время лучше всего это делать. В трех школах попробовали снимать телесюжеты.

С целью     Районный конкурс школьных и молодежных печатных изданий «Медиастарт», состоявшийся весной 2016 года, показал, насколько качественно изменились конкурсные номинации. А ребята, которые участвовали в медиафоруме «Проба пера-2015», стали победителями районного  конкурса юнкоров.

Конкурс «Медиастарт» также проводится в рамках работы научного общества учащихся «Юнкор». И если медиафорум «Проба пера» – это, как правило, образовательное событие, то конкурс «Медиастарт» – своеобразное подведение итогов.

Однако это не значит, что работа юнкоровского движения затихает от сентября до апреля. В перерыве между ними проводятся различные конкурсы, акции, проекты, которые дают возможность юнкорам района проявить себя.

Отдельно здесь стоит отметить профессиональные пробы, представленные в формате пресс-центров на районных и областных молодежных событиях. В течение всего мероприятия юнкоры освещают происходящее в режиме онлайн (в социальной сети «ВКонтакте»), фотографируют, а в заключение представляют спецвыпуск газеты «Поколение» и видеосюжет.

Юнкоры района также в течение последних двух лет были в составе медиацентра на областной профильной смене «Команда». В 2015 году освещали областной семинар специалистов по молодежной политике и директоров Домов детского творчества, в 2016-м – областной форум волонтерского движения и др.

Как уже отмечалось выше, НОУ «Юнкор» тесно сотрудничает с Лебяжьевской районной газетой «Вперед»: юнкоры района отправляют заметки, фоторепортажи на тематическую страницу «Ровесник» (и не только). В 2009 и в 2013 годах редакция провела День самоуправления, куда приглашались юнкоры из школьных газет. В течение дня старшеклассники узнали о работе редакции и в частности журналиста, так сказать, изнутри –попробовали себя в роли редакторов, ответственных секретарей, заведующих отделами и даже бухгалтера (принимали посетителей редакции). Обязательно в этот день 2-3 юнкора выезжали с журналистом в село. Итогом Дня самоуправления стала страница «Ровесник», где и материалы, и фото, и даже верстка были выполнены юнкорами. В завершении редакция поощряла юных коллег символической «зарплатой». А в 2016 году зарплата стала уже реальной – в летний период был трудоустроен юнкор, который занимался фотосъемкой, ведением сайта газеты и др.

Одновременно работа проводится и с педагогами – руководителями школьных газет. Для них 3-4 раза в год организуются заседания методического объединения, на которых более подробно изучаются основы журналистики, верстка и дизайн газеты, работа в социальных сетях, основы съемки и видеомонтажа и т. п.  На заседаниях обсуждается дальнейшая работа как методобъединения, так и НОУ «Юнкор», участие в конкурсах, форумах, в том числе в областном медиафоруме «PROрыв». Также проводится обобщение опыта работы, ведь каждое школьное издание, как и применяемые методы и формы – уникальны.

Для учащихся НОУ «Юнкор» и для педагогов выпускается методическая продукция – буклеты, брошюры (например, «Записки юного журналиста», «Социальные сети: используем для работы», «Удачный кадр – любым фотоаппаратом»), методические рекомендации («Сделал – расскажи»). Нередко при их создании используется успешный опыт педагогов и даже юнкоров.

Особенность работы НОУ «Юнкор» в том, что  дает возможность использовать полученные во время обучения навыки, включая детей из сел, в систему средств массовой коммуникации. Напомним, что учащиеся получают знания дистанционно (создано сообщество «Юнкоровское движение Лебяжьевского района» в соцсети «ВКонтакте») или на открытом медиафоруме «Проба пера». Тем самым НОУ «Юнкор»  помогает учащимся из сел не только получать знания, отрабатывать их на практике, работать в команде (например, в пресс-центрах), развивать творческие способности в том или ином виде журналистике и, как итог, выбрать профессию журналиста. Ведь цель общества «Юнкор» – создание условий для формирования у учащихся умений, знаний и навыков с ориентацией на профессию конвергентного (универсального) журналиста.

Вчерашние юнкоры, в том числе немалая часть именно сельских ребят, выбрали профессию журналиста. Например, работают журналистами и в районной газете «Вперед», в областной газете «Новый мир», медиахолдинге «Область45», в пресс-службе судебных приставов Курганской области, различных СМИ Челябинска, Ханты-Мансийска и др. В данный момент трое получают образование по специальности «журналистика».

А что же дальше? Перспективу развития НОУ «Юнкор» видим в том, чтобы в каждом образовательном учреждении района была своя конвергентная (универсальная) редакция. В информационный век очень важно научить школьников находить, обрабатывать и распространять достоверную и актуальную информацию. И пусть не все учащиеся общества выберут профессию журналиста (хотя, как показывает опыт работы, большинство из них не бросают увлечение журналистикой и работают в пресс-центрах вузов), ведь в сфере журналистике также востребованы и дизайнеры, фотографы, IT-специалисты, операторы, монтажеры, другие технические специальности.

Несомненным остается одно – научное общество учащихся «Юнкор» дает возможность школьникам, увлекающимся журналистикой, попробовать себя в этой профессии, соотнести свои способности и возможности с требованиями к профессии журналиста, и сделать выбор, вероятно даже основываясь на личном примере.

«Журналистика – это сложно. Непросто перебороть в себе стеснение перед посторонним человеком… Непросто писать так, чтобы читатели тебя узнавали по стилю, определенной манере строить предложения… Непросто отстаивать свою точку зрения, которая возможно отличается от мнения большинства… Непросто, ох, много чего еще непросто делать, будучи журналистом. Но это ВОЗМОЖНО, а значит, и ты сможешь, если захочешь.

Журналистика – это увлекательно. Интересно быть всегда в центре событий, знать чуть больше, чем другие… Интересно первым нести людям нужную информацию… Интересно подбирать слова так, чтобы твоя статья читалась легко и оставила какой-то след в душе читателя… Интересно… Этот список можно продолжать и продолжать.

Заманивает? Хочется попробовать? Тогда вперед!

И кто знает, может спустя годы это твое увлечение плавно перейдет в профессию. В журналистике нет случайных людей. Кто-то в нее приходит уже будучи взрослым, сформировавшимся человеком, а немалая часть вырастает именно из вчерашних юнкоров, таких как ты и я.

Елена Холодова:

юнкор Перволебяжьевской газеты «Школьный вестник»;

корреспондент районной газеты «Вперед»;

редактор районной молодежной газеты «Поколение».

(Из предисловия к «Блокноте юного журналиста», Лебяжьевский ДДТ, 2013 г.)